Город Суздаль-центр административного района Владимирской области,
расположен в 220 км северо-восточнее Москвы и в 26 км. севернее
Владимира. В городе проживают 12 тыс. человек, в т.ч. немногим более 6
тыс. трудоспособного населения, более 3 тыс. пенсионеров, около 3 тыс.
детей и молодежи до 18 лет.
Город имеет типичный ландшафт средней
полосы России и расположен на плодородных землях Суздальского Ополья,
близких по характеристикам к чернозему. Суздаль входит в известный
туристический маршрут «Золотое кольцо России».
Начальный этап
основания (1024 г.) и развития города связан со славянским заселением и
христианизацией края. В XII веке Суздаль – столица княжества. Строятся
новые каменные храмы и монастыри. Планировка современного Суздаля
фактически сложилась к XVI веку. Расцвет городской экономики приходится
на XVIII столетие. Быстро развиваются огородничество, извоз,
промышленность и торговля. Во второй половине XIX века Суздаль остается в
стороне от железных дорог. Экономика города становится практически
аграрной.
Такой застой в развитии естественным образом
законсервировал внешний облик города. Здесь, на площади 9 кв. км.,
расположены 5 монастырей, 30 посадских церквей, 14 колоколен и ансамбль
сооружений древнего Кремля.
2 февраля 1967 года Госстроем СССР
одобрен генеральный план Суздаля, предусматривающий превращение города и
окрестностей в заповедную зону. 1 августа того же года Совмин СССР
принял постановление о создании туристского центра в Суздале. Эти два
документа предопределили структуру экономики и градостроительную
политику в городе вплоть до настоящего времени.
На реставрацию
памятников архитектуры и создание инфраструктуры туризма были выделены
масштабные финансовые ресурсы в 1967-1982 гг. Количество посещающих
туристов доходило до 1 млн. человек в год. С 1992 г. туристический поток
резко сократился и наступил очередной период застоя в городском
развитии. Для жителей города на первый план вышли проблемы адаптации и
выживания в период кризиса, что многократно усилило не прекращавшиеся на
протяжении почти двухсот лет тенденции аграризации экономики.
Таким образом, функциональный тип города Суздаля складывается из нескольких исторически обусловленных составляющих:
— исторически развитого аграрного сектора, ориентированного на продукцию огородничества;
— созданного в 70-е годы сектора туристских услуг;
— значительного историко-культурного потенциала (более 300 памятников
истории и архитектуры), используемого не только в целях туризма, но и
активной деятельности и в религиозной сфере.
Поскольку г. Суздаль
является одним из важных городов возрождения и развития российского
туризма, следует выделить специфику города — туристического центра,
основные тенденции деятельности которого носят сезонный характер и
направлены на обслуживание туристов. В данном случае возникает
дискриминационный разрыв между населением и туристами, что влечет за
собой негативное отношение местных жителей к туристическому бизнесу.
Так же, в настоящее время одной из самых актуальных и ключевых проблем в
создании сильного, влиятельного, дееспособного туристического бизнеса в
городе является практическое отсутствие информационного поля,
отсутствие соответствующей инфраструктуры и возможностей для свободного
получения необходимой информации и, главное, широкого распространения
информации о возможностях г. Суздаля, для налаживания партнерских
связей.
Причиной такой проблемной ситуации во многом выступает оторванность Суздаля от основных современных информационных каналов.
Интеграция информационных ресурсов могла бы в корне изменить ситуацию.
Современный, охватывающий широчайшую аудиторию и ориентированный на
целевых потребителей информации способ «публикации”, открывающиеся
возможности налаживания информационных контактов, бурное развитие
INTERNET в российской и мировой практике сыграли бы значительную роль в
консолидации всех общественных сил для участия в развитии города.
Существует «Стратегия социально-экономического развития г. Суздаля»,
разработанная ЗАО «ЮНИКОН/МС Консультационная Группа» (г. Москва), в
которой приведен анализ ситуации и динамики и ее развития, анализ
сильных и слабых сторон стратегического развития, определены приоритеты в
решении муниципальных проблем, стратегические цели развития г.Суздаля,
описаны сценарии развития ситуации.
В этой связи именно
деятельность библиотеки в качестве информационного, просветительского
центра местного сообщества, ресурса развития инфраструктуры малого
города, становится необходимой для обеспечения устойчивого развития
города, а также предоставления жителям малого города равных возможностей
с жителями больших городов в получении образования, занятости,
активного участия в социальной жизни.
Суздальская ЦБС подчинена
администрации Суздальского района и предназначена для обслуживания
жителей района. Но Центральная библиотека расположена в городе и
обслуживает городское население. На 01.01.2001: число пользователей –
3923 чел.; посещений – 25 570; книговыдача –98509, штат — 12 человек.
Центральная библиотека располагается во временном помещении магазинчика
Торговых рядов, т.к. в настоящее время производится капитальный ремонт
ее основного здания, которое является памятником истории и архитектуры. И
сейчас, сложилась благоприятная ситуация для превращения Центральной
библиотеки г. Суздаля в библиотеку нового типа, ориентированную на
комплексное обслуживание различных групп горожан, на создание
собственного информационного ресурса, представляющего интерес как для
местного сообщества и для внешнего пользователя.
Цель:
Изменение городской социокультурной ситуации через
совершенствование библиотечной деятельности и осознание роли
краеведческой информации как управленческого ресурса в развитии
городской среды; развития библиотеки г.Суздаля как ресурса развития
инфраструктуры малого города.
Задачи:
1. Улучшение взаимодействия на местном уровне
«администрация – библиотека – местное сообщество» для решения
экономических и социальных проблем города Суздаля;
2. Объединение информационных ресурсов города и о городе Суздале и локализация их в центральной библиотеке, формирование единого информационного ядра на базе ЦБ г.Суздаля, создание собственных локальных ресурсов и обеспечение свободного доступа к ним жителей и гостей г.Суздаля.
3. Информационное сопровождение туризма за счет внедрения в практику работы библиотеки новых информационных технологий, создание комфортной среды для пользователей-туристов.
4. Организация обучение сотрудников Суздальской ЦБС для улучшения качества предоставляемых услуг местному сообществу, повышения мотивации персонала Суздальской ЦБС к поиску и внедрению новых форм обслуживания, расширения рамок видения возможностей профессии библиотекаря.
Деятельность / методы /этапы
Блок I. «Улучшение взаимодействия «администрация – библиотека – местное сообщество»
Содействие росту правовой культуры и обеспечение полной, достоверной правовой информацией жителей г.Суздаля, местных органов власти, общественных организаций через создание Публичного Центра правовой информации на базе центральной библиотеки г.Суздаля.
Для решения экономических и социальных проблем города Суздаля, улучшения городской социокультурной ситуации проведение совместно с другими учреждениями и организациями города:
— семинара «Взаимодействие библиотеки с государственными, муниципальными, некоммерческими и бизнес партнерами»;
— цикла Круглых столов с участием представителей администрации для выработки решений по социальным проблемам города;
— встреч жителей города с суздальскими старожилами.
Блок II. Повышение информированности местного сообщества и
создание комфортных условий для пользователей Суздальской Центральной
библиотеки.
1. Для объединения информационных ресурсов города и о городе Суздале в
ЦБС Суздаля и включения библиотеки в развивающуюся систему коммуникаций
Владимирского региона:
— создание, ведение, техническое сопровождение и обеспечение доступа к базам данных:
— Ремесла Суздальского района;
— «Природные достопримечательности Суздаля и его округи»;
— Памятные даты Суздаля;
— «История и генеалогия известных суздальских родов и людей»;
— «Суздальские художники, писатели….».
— для предоставления равных возможностей доступа к информации жителям г.Суздаля организация Интернет-класса;
— создание Web-сайта Суздальской ЦРБ, как ключевого для города Суздаля, аккумулирующего всю информацию о Суздале и для Суздаля.
2. Организация индивидуального информирования предпринимателей, работающих в сфере туризма и смежных областях:
— индивидуальное консультирование,
— рассылка информационных бюллетеней,
— информирование по телефону.
Подготовка, издание и распространение информационных листков среди местных жителей о вкладе туристического бизнеса в развитие инфраструктуры города и для туристов о городе.
Создание комфортных условий для пользователей Суздальской Центральной библиотеки через оборудование современной библиотечной мебелью (стеллажи, стойки, кафедры, столы и пр.);
Регулярное создание и распространение информации для региональных и местных СМИ; сбор и передача информации в общероссийские издания, глобальные компьютерные сети (Internet).
Блок III. Обучение персонала Суздальской ЦБ.
1. Организация и проведение стажировок сотрудников Суздальской ЦБ на базе ВОУНБ;
2. Оказание методической, технической, консультативной поддержки Суздальской ЦБ сотрудниками ВОУНБ.
3. Проведение обучающих семинаров:
Цикл 1 — создание команды, улучшение климата в коллективе библиотек, навыки управления, использование человеческих ресурсов:
· Сплочение коллектива, разрешение конфликтов.
· Современные приемы менеджмента в библиотеке, создание команды.
· Эффективное общение, ведение переговоров, работа с клиентами.
Цикл 2 — разработка планов и проектов, продвижение услуг библиотек, поиск средств:
· Взаимодействие библиотеки с государственными, муниципальными, некоммерческими и бизнес партнерами.
· Стратегическое планирование.
· Проектирование как метод управления.
· Работа со средствами массовой информации, формирование общественного мнения, проведение кампаний.
· Продвижение услуг библиотеки, разработка маркетингового плана, техника презентаций.
Цикл 3 — внедрение новых информационных технологий:
· Основы компьютерной грамотности.
· Технологии Интернет для библиотек.
· Автоматизация библиотечно-библиографических процессов.
· Создание и ведение собственных баз данных.
· Обучение работе с базой ФАПСИ НТЦ «Система».
· Обучение работе с базой «Консультант плюс».
· Обучение работе с базой «Гарант».
· Единое информационное пространство области.